Основные темы

Фоторепортажи

Регионы

Пещера МАН, культ медведя от каменного века до современности в Крыму и других странах

цитаты из книги: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян часть первая, глава третья и мысли по их поводу
Этот обзор предназначен, прежде всего для крымских гидов. Так что начнем с выбора объекта. В общем (”матрасном”) случае это может быть всем известная и из многих мест красующаяся своим мощным силуэтом Медведь-гора (Аю-даг по крымски).
Для туристов, путешествующих пешком, на горных велосипедах, верхом или на джипах, рассказ о первом домашнем животном и первом боге - медведе лучше проводить у пещеры Малой Академии наук. Она находится в живописной седловине на подъеме от Алушты (а точнее от местечка с названием Лаванда) к яйле Северной Демирджи.
Крымские авторы никогда особо не обращали внимание на широко распространенные в Европе “медвежьи” пещеры и никогда “не делали культа” из медведя.
И уж тем более мало кто связывает медведя с представлением о рыцарских и богатырских сражениях с драконами, освобождением красных девиц и прочими сказочными геройствами. “Сказка ложь, да в ней намек…”.
Многие знают, что самые лучшие русские народные сказки сняты в Крыму, но древнюю историю славян не особо принято связывать с некими “реалиями каменного века” в Крыму.
И, конечно, все не так просто, а главное - мифологические представления не только славян, но и обширного круга родственных им народов, связаны с культом медведя. Об этом очень увлекательно и а мощной научной базе рассказал академик Рыбаков. Но в его книге речь не идет о Крыме.
Действительно, на фоне археологических открытий культур каменного века в Пиринеях, Альпах, Урале и горах Средней Азии, Крым выглядит более чем скромно.
Но как раз Крым дает представление о том, что человечество и в самые суровые времена похолодания в Европе (которое принято называть Ледниковым периодом) не только находило замечательные механизмы выживания и развития, но и занималось самой настоящей магией. Эта магия была основана на знаниях и чувствах, тренировках и ритуалах, а главное - на искусстве, которое сочетало в себе и точность изображения, и виртуозное использование абстрактных символов.
Плавная и постепенная эволюция культур каменного века до технологий тавров, которые угадываются в описаниях античных авторов, и к образу жизни крымских горцев - татов, описанных в трудах средневековья, дают нам надежду понять по-настоящему наших далеких предков.
Паломничество к святым местам всегда предполагает и некое физическое напряжение. Самое естественное - восхождение в горы и затем уход в подземный мир.

Теперь небольшая цитата из книги В. Юлюхина и В. Дублянского “Вслед за каплей воды”:
“В весенние школьные каникулы 1963 года шумный лагерь юных археологов раскинулся на склоне долины между массивом Северная Демирджи и вершиной Пахкал-Кая, почемуто еще со времен партизанских боев Отечественной войны получившей название Лысый Иван. Где-то за перевалом в долину Ангары, на крутых западных склонах Демирджи, укрылась интересная пещера, обнаруженная алуштинскими школьниками-краеведами.
Мы прибыли в лагерь, когда археологические раскопки в пещере были в самом разгаре. Пока мы отдыхали и готовились к маршруту, Аскольд Александрович Щепинский, сотрудник Института археологии Академии наук УССР, теребя отросшую бородку, сообщал последние новости. Оказалось, что пещера состоит из двух этажей. Верхний это тридцатиметровая галерея, заканчивающаяся нагромождением крупных глыб известняка, напоминающим по форме алтарь. Над ним нависают известковые натеки.
В метре над алтарем археологи обнаружили высеченное в натеке изображение человеческого лица ровный круг диаметром 12 сантиметров, на котором углублениями показаны глаза и рот. А над этим лицом четкими линиями обозначен равносторонний крест.
Под изображением лица и креста, на глубине 15 сантиметров, в шурфе был найден обломок стенки лепного сосуда и несколько костей какихто крупных животных. Ближе к входу в пещеру в этом же слое встречаются обломки раннесредневековых гончарных сосудов. Ниже залегает слой суглинка, насыщенный обломками лепной глиняной посуды с черной лощеной поверхностью. Резной линейный орнамент, характерный для кизилкобинской культуры, позволил отнести эти находки к VII-VI векам до нашей эры.
Входная галерея соединяется сложным, изогнутым наподобие винта 30-метровым колодцем с обширным нижним залом пещеры. Вся центральная часть его усеяна костями животных. Среди них преобладают черепа и кости ног, то есть именно те части туши животного, которые чаще всего приносились в жертву божеству.
Мне кажется, закончил осторожный Аскольд Александрович, труднодоступность пещеры, характер наскальных рисунков и состав археологического материала достаточно убедительно свидетельствуют о том, что здесь находилось святилище. Вероятно, оно было связано с поклонением скотоводческому божеству. Весной и осенью у скотопрогонной тропы совершались жертвоприношения. Мясо жарили и варили, а черепа и ноги приносили в жертву подземному божеству: сбрасывали их в колодец через отверстие в алтаре…
Юра Бачинский, руководитель палеозоологического отряда, больше всего заинтересовался костями.
Нет ли там чего-нибудь поинтереснее? допытывался он. Ну, каких-нибудь медвежьих, оленьих и прочих косточек?
Как нет? Мы нашли там целый череп пещерного медведя.
…. Рассортировав и определив все кости, найденные археологами в основании внутренней шахты, под алтарем, Юра Бачинский подозрительно оглядел небольшое углубление, заполненное буровато-красной пещерной глиной.
А ну-ка, Саша, копни здесь!
Воспитанник Олега Ивановича Саша Ларионов, прикомандированный к Бачинскому как любитель всяких костей и древностей, копнул. С треском поднялась тонкая натечная корочка, покрывающая глину. Еще несколько ударов киркой и перед нами открылось скопление крупных, массивных костей!
Медведь! выдохнул Саша, увидев знакомые клыки, покрытые порыжевшей и потрескавшейся от времени эмалью. Пока мы общими силами раскапывали это уникальное местонахождение, Юра успел обнаружить в другом конце нижнего зала почти целые скелеты еще двух медведей.
Как эти звери угодили в нижний этаж, осталось загадкой. Возможно, они свалились в него из входной галереи.
…. Кости пещерного медведя изредка встречаются в культурных слоях позднепалеолитических стоянок Крыма. Но в захоронениях, не связанных с деятельностью древнего человека, их находят гораздо реже. Два года назад в Красной пещере мы нашли даже новый подвид этого интересного животного, а вот сейчас целых три экземпляра!
Пещерному медведю “повезло”. Его облик можно восстановить не только по ископаемым костным остаткам, но и по рисункам и статуэткам, созданным руками человека, жившего в те давние времена. Пещерный медведь часто выбирал для жилья полости, которые были необходимы как убежище первобытному человеку. Чтобы захватить пещеру, людям приходилось выкуривать его оттуда дымом, а чтобы медведь не мог снова проникнуть в нее, складывать каменные стенки у входа в пещеру и разводить костры. Пещерные медведи и люди - враги, говорят одни исследователи и в подтверждение ссылаются на найденный археологами череп медведя, в котором глубоко засел каменный топор. В некоторых пещерах Франции в жилищах древних неандертальцев обнаружены странные прямоугольные каменные ящики, тщательно прикрытые плоскими каменными плитами. В каждом из них лежит по нескольку черепов пещерного медведя. Может быть, ритуальное захоронение останков пещерных медведей это первый культовый обряд человечества?
Не одна увлекательная страница книги Норбера Кастере “Десять лет под землей” посвящена описанию открытой им “художественной галереи” с изображениями пещерных животных в пещере Монтеспан. Что заставляло кроманьонцев создавать эти древнейшие произведения искусства? И почему опять-таки пещерному медведю принадлежит главное место на этой “выставке”? Только ли в силу сложившихся культов?
Немецкий зоолог Г. Вендт в книге “Я искал Адама” выдвинул интересное и смелое предположение. Во время похолодания, вызванного оледенением, травы и коренья, которыми в основном питались пещерные медведи, были доступны только два-три месяца в году. Остальное время медведи проводили в пещерах, которые постепенно становились их тюрьмой. Зубы работали мало и у молодых медведей за зиму вырастали так, что смыкали им пасть. На большинстве черепов пещерного медведя последнего периода его существования найдены следы воспаления челюстей; изменения костной ткани свидетельствовали о том, что животные, жившие в тесных, сырых пещерах, болели рахитом и артритом. Характерные изменения в черепе говорят и о том, что среди пещерных медведей распространился актиномикоз - болезнь, которая поражает сейчас исключительно травоядных животных овец, коров, коз.
Так, может быть, пещерный медведь, грузное травоядное животное, проводившее треть жизни в спячке, был для неандертальцев чем-то вроде живой кладовки с пищей? Медведя убивали в темной нише пещеры почти так, как убивают в хлеву корову или свинью. Вот отсюда и пошел культ медведя, такой же естественный, как другие охотничьи, земледельческие и скотоводческие культы, призванные обеспечить благополучное существование племени.
Постепенно пещерный медведь вымер или был истреблен, а его место занял меньший по размерам, но гораздо более подвижный и опасный бурый медведь. Среди сибирских племен и лапландцев культ его сохранялся до конца прошлого века.”
= = Ну, что же, на небольшом крымском материале ученые лишь высказали некоторые предположения. Давайте теперь обратимся к обзорному материалу о роли медведя в язычестве древних славян и соседних народов Евразии.
Здесь и далее в кавычках цитаты из книги академика Рыбакова “Язычество древних славян”:

«…в гроте Тешик-Таш. Здесь был найден череп неандертальского мальчика, а около него - два рога горного козла. “Дальнейшие раскопки выяснили неожиданную и поистине потрясающую картину, подобной которой не видел еще ни один исследователь: вокруг черепа мустьерского человека когда-то в строгом порядке, явно по определенному плану в виде круга, расставлены были рога горного козла. Это неопровержимо свидетельствовало о том, что здесь был уже разум, логический план действий, целый мир представлений, который стоял за этим действием”.
далее - http://kraevedenie.net/2009/04/09/kult-ber/2/