Основные темы

Фоторепортажи

Регионы

“ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА”. Хроника культурных чудес...

Тест - Анна ХОРОШКО

6 – 11 сентября Ялтинский театр имени А. П. Чехова окончательно укрепил за собой позиции флагмана культурной жизни города.
«Со старта» фестиваль задал действительно высокую планку всего происходящего: после торжественного открытия на площади возле театра, зрителю представили работу одного из лучших режиссеров русской школы психологического театра: Московский театр «У Никитских ворот» сыграл спектакль «Доктор Чехов» (постановка Марка Розовского).

7 сентября стало днем «украинского» Чехова. И здесь интересно было наблюдать определенные тенденции в «подходе» к Антону Павловичу «наших» режиссеров. Удивительно экспрессивно, непривычно жестко трактовал размеренного «Ионыча» Львовский Национальный академический театр имени М. Заньковецкой (режиссер — Алла Бабенко). Тему украинского «жесткого» Чехова в вечернем спектакле продолжил Киевский академический Молодой театр в свое категоричном к полутонам, событийно очень стремительном «Дяде Ване» (режиссер — Станислав Моисеев).
8 сентября состоялось возложение цветов у памятника А. П. Чехова в Приморском парке. У бронзовой фигуры Антона Павловича собрались участники фестиваля «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» - организационный комитет фестиваля, почетный гость фестиваля — Лесь Танюк, члены жюри, актеры Днепропетровского академического театра русской драмы им. М. Горького. Торжественная группа, среди которой было так много знакомых лиц, устилала постамент цветами. Участники фестиваля, отдавая дань памяти Чехову, совершили еще одно маленькое чудо — прикоснуться к Чехову захотели и гуляющие рядом люди. А вечером всех удивил Национальный академический театр им. Я. Купалы: ждали академически-тяжеловесной трактовки «Вишневого сада», а получили «тонкий, звонкий и прозрачный» «С. В.» (режиссер — Павел Адамчиков) — истинно модерновый пластический спектакль без единого слова, но с богатейшей игрой театральных форм. Тем временем, в Севастополе, в Академическом русском драматическом театре имени А. Луначарского шел «Иванов» (режиссер — Григорий Лифанов) - действо сложное, психологически напряженное, заставляющее зрителя «работать» душой. И это — тоже в рамках фестиваля. Что приятно — географически и стилистически в довольно широких рамках.
Чеховский фестиваль взял на себя еще и перспективные гуманитарные функции. 9-го сентября состоялась встреча участников действа с учащимися гимназии им. А. П. Чехова. Встреча закончилась спектаклем. И надо сказать, свершилось еще одно маленькое культурное чудо: традиционные для школьных спектаклей смех, шепот и иллюминация из мобильных телефонов самоликвидировались через две минуты после начала представления.
Орловский государственный академический театр им. И. Тургенева сыграл свой довольно непростой для юного зрителя спектакль по ранней пьесе Чехова «Лебединая песня» (режиссер — Борис Голубицкий) в тишине и сопереживании.
В этот же день первый осенний дождь «осенил» открытие мемориального дома писателя «День Чеховского новоселья» (Белая дача, как когда-то театр, обновлена силами хороших людей и может вновь принимать гостей во всех комнатах). Красную ленточку, которую разрезал Вячеслав Юткин и Сергей Хирвонин окропил теплый дождь. А это значит — добрый путь всем, кто причастен к культурным чудесам в Ялте.
Этот день закончился первым «не чеховским» спектаклем — Днепропетровский академический театр русской драмы им. М. Горького представил постановку по пьесе драматурга Александра Марданя «Лист ожидания» (режиссер — Александр Голубенко). И начинание это интересно — зачем ограничивать рамками креативное наполнение фестиваля, если цель у всех одна — наследование лучших традиций и возвращение их в Ялту. И магнетическое имя, легенда Чехова — тому замечательная путеводная звезда.
Все это окончательно подтвердил Республиканский театр Белорусской драматургии со спектаклем «Женщины Бергмана» - пронзительной экзистенциальной драмой о потере Дара Божьего. А подытожил — Херсонский академический музыкально-драматический тетр им. Н. Кулиша в постановке «Два сердца» (режиссер — Сергей Павлюк). Здесь - «звезда и смерть» великой актрисы, обязаны своим псевдонимом (во многом определившими её судьбу) чеховской героини — Фаине Раневской.
11 сентября фестиваль «итожит» культовый в истории Национального академического театра русской драмы им. Л. Украинки «Насмешливое моё счастье» - постановка Михаила Резниковича по «эпистолярной» пьесе Л. Малюгина. Итог для фестиваля — логичный и значимый. Во первых: истинно художественный, полемикой в восприятии Чехова со спектаклем, открывшим фестиваль (напомним — это «Доктор Чехов» Марка Розовского). Во вторых: своей легендарностью (спектакль связан с именем Николая Рушковского, Вячеслава Езепова, Ады Роговцевой, Ларисы Кадочниковой и, конечно, великого стенографа Давида Боровского). В третьих - «Насмешливое моё счастье» было одно из первых спектаклей, сыгранных на обновлённой сцене театра. И вот теперь ему выпала роль «знаменателя» творческой жизни не только фестиваля «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА», но и новой жизни восстановленного театра в целом.
Театр восстановлен. Восстановлен фестиваль. Восстановлена культурная «ниточка» к мировым театральным процессам. «Восстановлено» что-то очень важное в душах ялтинских зрителей, привыкающих к жизни с театром